Икона Клеймо 10   Праведная кончина св.мч. Владимира, митрополита Киевского, 25 января 1918 года   Клейма 12 и 13 Средник

Клеймо 11 — Праведная кончина священномученика Владимира, митрополита Киевского 25 января 1918 года

Святитель Владимир первым из епископов удостоился стать новым российским мучеником. Прежде, чем стать Киевским митрополитом, выдающийся иерарх занимал крупнейшие кафедры: он был экзархом в Грузии, затем назначался на Московскую и Петербургскую кафедры. Повсюду святитель Владимир развивал огромную деятельность по развитию духовного образования, по строительству храмов. Так, в Грузии он открыл до трехсот приходских школ. Он был поистине всероссийским митрополитом.

Святитель Владимир был председателем Поместного Собора Русской Церкви 1917 — 1918 годов. Он понимал опасность революционной пропаганды и боролся с ней, особенно в долговременную бытность на Московской кафедре. В Киеве святитель твердо выступал против антицерковных, раскольнических действий националистических элементов в украинском духовенстве. Святого Владимира сравнивали с Московским митрополитом Филаретом. Великий святитель достойно увенчался мученическим венцом. Он был арестован в своих покоях в Киево-Печерской Лавре, выведен за стены и расстрелян. В момент смерти святитель благословлял убийц.

Момент казни в композиции отсутствует — таких сцен в иконе достаточно. Святитель показан дважды: выведение на расстрел из обители и обнаружение его тела иноками. Распростертое тело святителя по композиции расположено почти в центре всего ряда и по вертикали практически совпадает с центральными изображениями деисуса и средника, т. е. завершает вертикаль: Спаситель — купол храма — крест — престол — Царственные мученики — священномученик Владимир. Это подчеркивает значение подвига выдающегося иерарха.

В первой композиции святитель Владимир величественно выступает, ведомый двумя солдатами. Во второй сцене святой лежит, над ним склонились три монаха. Он в сине-зеленой мантии глубокого тона. Такой цвет в одеждах святых в клеймах больше не повторяется. Но он близок к цвету одежд Спасителя в центре деисуса; этот цвет употреблен также в деисусе в одеждах Божией Матери, Архангела Гавриила, святителя Петра, митрополита Московского, т. е. в образах деисусного чина именно над изображением Киево-Печерской Лавры, при чем купола надвратного храма, из которого выводят святителя, также сияют этим цветом. Так устанавливается цветовое и смысловое единство образов.

Своим подвигом святитель уподобился Христу, и это художественными средствами показывается в иконе.